Всегда ли покупатель должен платить за случайно испорченный в магазине товар
Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ, гражданин несет ответственность за поврежденный товар только в том случае, если администрация магазина докажет, что он специально его повредили. Если речь идет о непреднамеренной порче вещи, то, согласно статье 211 ГК РФ, все риски лежат на ее собственнике. В соответствии со статьей 459 ГК РФ, до тех пор, пока деньги за товар не переданы продавцу, владельцем товара является магазин. Покупатель становится собственником только после оплаты товара. Если конфликтная ситуация все же случилась, и покупателя просят оплатить расплющенный при падении торт, то покупателю нужно четко и спокойно указать на обстоятельства, которые подтвердят отсутствие его вины. А таких обстоятельств немало: скользкие или мокрые полы, пороги или неровности, плохо закрепленные на полках товары, слишком узкие коридоры, ненадлежащего качества стеллажи...
Если администратор пойдет на конфликт, покупатель вправе потребовать составления акта о порче товара, в котором нужно обязательно указать все сопутствующие обстоятельства. Оплата поврежденного товара на месте может состояться только в том случае, если покупатель признает вину и заплатит добровольно.
Покупатель виновен в следующих случаях:
- если к порче товара привело его поведение в торговом зале (состояние алкогольного опьянения, чрезмерная жестикуляция руками и т.п.);
- если намеренно уничтожил товар (например, выпил бутылку коньяка). В таких случаях магазину причинен ущерб по вине покупателя и он обязан его возместить в полном объеме.
Магазин виновен в следующих случаях:
- если в торговом зале узкие проходы, которые к тому же заставлены коробками, тележками, товарами;
- если товар расположен на полках неустойчиво, и взяв один, покупатель разрушает всю «пирамиду»;
- если в магазине мокрый пол, и товар покупатель повредил, поскользнувшись;
- если товар разбился, упав с ленты на кассе. В этих случаях никто не вправе требовать с покупателей возмещения ущерба.